Искусственный интеллект уверенно входит во все сферы
нашей жизни. Аксиомой уже стало утверждение, что не ИИ заменит людей, а люди,
использующие ИИ заменят тех, кто его не использует.
Естественно, что
наши будущие поколения, наши школьники и студенты могут быть конкурентными
только владея всеми преимуществами, которые дают инструменты ИИ. А кто же их
этому научит? Социальная среда, семья и конечно же наши учителя. А их самих
надо учить методам использования ИИ как в жизни, так и в педагогической
деятельности. Бездумное и бессистемное использование ИИ может только навредить интеллектуальному
развитию учителя и его учеников через снижение навыков критического мышления и решения проблем, чрезмерную
зависимость от ИИ. Ведь если ИИ постоянно предоставляет готовые ответы и
решения, люди могут потерять стимул и возможность развивать собственные навыки
критического мышления, анализа информации и самостоятельного поиска решений. ИИ
может выдавать результаты, не объясняя логику своих выводов. Это мешает людям
понимать, как были получены эти результаты, и развивать свои собственные
аналитические способности. ИИ может искажать реальность, генерировать
предвзятую, неполную или неточную информацию.
Более того, чрезмерная зависимость от ИИ ухудшает память и способности к
обучению, атрофирует когнитивные функции, делает невозможным глубокое понимание
предмета и формирование устойчивых знаний, снижает креативность, познавательную
активность ведет к социальной и эмоциональной деградации, снижению эмпатии и эмоционального
интеллекта и т.д.
Что бы избежать
этого, необходим научно обоснованный, системный подход к работе с ИИ, при
котором он должен рассматриваться как инструмент, который расширяет
человеческие возможности, а не заменяет их.
До сегодняшнего времени не было исследований как на
основе ИИ можно развивать критическое мышление будущих учителей.
Ученные Международного университета Астана получили
грантовое финансирование для решения этой проблемы. Проект «Развитие
критического мышления будущих учителей информатики на основе ИИ инструментов» под
руководством Дамековой Сауле Кайролловна, к.п.н.,
доцента Педагогического института Международного университета Астана ставит
целью разработку и внедрение образовательных модулей
и ИИ-симуляторов, формирующих критическое мышление будущих учителей
информатики, а также проведение оценки эффективности их использования в
образовательном процессе университета.
Планируется создать
инновационный образовательный симулятор с ИИ, развивающий критическое мышление
будущих учителей информатики, а также их профессиональные навыки, включая
методы преподавания критического мышления в школе.
Проект будет выполнен в сотрудничестве с учеными
Колумбийского университета (Нью-Йорк, США), что позволит интегрировать
международный опыт и лучшие практики в разработку методической системы развития
критического мышления у будущих учителей. На международном уровне результаты
проекта могут быть адаптированы и внедрены в образовательные программы других
стран, что создаст возможность для сотрудничества и обмена опытом.
Результаты проекта имеют широкий спектр применения.
- В образовании: Разработанные образовательные модули
и ИИ симулятор, могут быть внедрены в образовательные программы педагогических
вузов.
- В науке: Результаты проекта, могут служить основой
для дальнейших научных разработок в области образовательных технологий,
педагогики и искусственного интеллекта. Исследования в этой области могут
привести к новым алгоритмам и методам, которые расширят возможности ИИ в образовании
и приведут к созданию эффективных, доступных и справедливых образовательных
систем.